ПРОЕКТ "12"

Звуковой куб

12. Концепт
Мечта и, вероятно, высшее предназначение композитора — найти универсальный объективный алгоритм самоорганизации звуков, заложенный в самой их природе, который позволил бы решать любые композиционные задачи, не прибегая к произвольной, субъективной, высосанной из пальца, и, как следствие, трудоемкой и неубедительной комбинаторике, не имеющей иных критериев, кроме изначально спорных эстетических. Противоположная героическая и амбициозная тенденция — стремление к тотальному управлению звуком, апеллирующее к творческой свободе автора, на деле ведет его либо к деструкции и хаосу, либо к мелочности и графоманству. В проекте «12» реализован один из возможных концептуальных аудио языков, позволяющий обеспечить теоретически бесконечное разнообразие звуковых картин при абсолютно «жестком» исходном инструментарии.
Звукоряд Проекта ограничен 12 тонами европейской первой октавы (с1-h1). Тон c2 исключен во избежание унисона. Звукоряд равномерно темперирован с интервалом в малую секунду.
Акустическая картина представляет собой неустойчивое переплетение нарастающих и угасающих отдельных тонов, исходящих из двенадцати автономных, разнесенных в пространстве источников звука. При этом часть тонов слышится отчетливо, другая часть подавлена (если звук ниже порога восприятия или пропадает «в тени» доминирующих тонов).
В любой момент времени различимое слухом сочетание уровней громкости отдельных тонов, формирующих 12-звуковой аккорд, неповторимо (см. Рис. 2), по крайней мере, не повторяется в течение нескольких десятков часов звучания проекта. Теоретическая продолжительность звуковой части проекта составляет около 5 миллионов лет (этот вопрос подробно рассмотрен ниже).
Представленная здесь звуковая ситуация, собранная по внутренним законам звука, принадлежит миру музыки не больше, чем миру физики. Здесь нет мелодии, тональности, ритма в его традиционном понимании, нет ничего, что принято считать необходимым атрибутом музыки.
Однако, в отличие от большинства экспериментальных концептуальных проектов, важная особенность проекта "12" - его "открытость" для так называемого "неподготовленного" зрителя. Адекватное восприятие Проекта не требует насилия над волей и знакомство с представленной здесь технической частью проекта "12" вовсе не является необходимым.
Описание Проекта приводится здесь только как доказательство отсутствия в нем субъективизма, фантазии и авторского произвола — всё строго детерминировано и объяснимо. Никакого наития, откровения и боговдохновения. Было убрано всё, но музыка осталась! Точнее, так она и появилась.

12. Физика
Каждый тон звукоряда синтезируется чистым (синусоидным) без обертонов и тембральной окраски и звучит в отдельном канале. Звуковая дорожка каждого тона составлена из повторяющихся одинаковых фрагментов нарастания и убывания звука (динамических циклов), представляющих собой проекцию синусоиды звуковой волны, в которой нижняя точка графика (время максимального разрежения воздуха) соответствует нулевой громкости, а верхняя точка (максимальная компрессия) — максимальной громкости. Численное значение продолжительности временного интервала одного динамического цикла каждого тона в минутах между двумя точками нулевой громкости принималось равным численному значению длины звуковой волны в метрах) при скорости звука в нормальных условиях (343 м/сек).
Синусоида звуковой волны и производный от неё динамический цикл на примере Ля первой октавы (440 Гц) показаны на Рис. 1-1 и 1-2.

Проект 12. Длина волны
Рис. 1-1. Синусоида звуковой волны для частоты 44 Гц



Проект 12. динамический период
Рис. 1-2. Динамический цикл для частоты 440 Гц


Расчетные значения длин волн каждого тона и производные от них периоды динамических циклов для каждого из 12 тонов представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Длины волн и динамические циклы тонов звукоряда

Проект 12. Таблица зависимостей

12. Продолжительность звучания.
Теоретическая продолжительность звуковой части проекта, соответствующая временному интервалу между двумя моментами полной тишины (нулевая громкость каждого из тонов с точностью ± 0,5 сек.), полученная математически методом общего кратного, составляет около 5 миллионов лет. Расчет представлен в Таблице 2.

Таблица 2. Расчет общей продолжительности звуковой части проекта

Проект 12. Timeline


Начальный и конечный фрагменты временной шкалы (timeline) звукоряда с синхронным поканальным воспроизведением динамических циклов каждого тона представлены на Рис. 2.

Проект 12. Timeline
Рис. 2. Начальный и конечный фрагменты временной шкалы звукоряда


В то же время, проект предназначен для восприятия человеком, и, соответственно не может быть прослушан кем-либо от начала до конца (по крайней мере на нынешнем витке эволюции). В запущенный проект слушатель может только включиться в произвольный момент звучания и так же случайно его покинуть. На наш взгляд, это не имеет существенного значения для восприятия происходящего.
Поэтому, несмотря на концептуальное величие непрерывной жизни проекта, допускается дискретное исполнение его случайных временных отрезков, а также асинхронный запуск каналов, что существенно упрощает организационные и технические решения.

12. Среда
Учитывая склонность человеческого разума сводить всё непривычное к метафизике и эзотерике, а также судьбу уже реализованных подобных проектов, из среды проекта "12" исключены, насколько это возможно, намеки на религиозные, мистические и эзотерические смыслы происходящего. Свето-динамические и объектные решения проекта «12» максимально абстрактны.

12. Лирика
Звук... Музыка...
Композиторы, авторы и исполнители во все времена изо всех сил старались наполнить этот кувшин, но если вылить из него всё, вы услышите его собственный голос. Вы услышите саму музыку. Без посредников. Непосредственно. Сверхзадача проекта «12» в том, чтобы изъять из звука авторский произвол, а также самого автора (композитора) и его Эго, оставив звук чистым и самостоятельным. Пусть звук растет подобно кристаллу, живет подобно выветриванию скал, подобно мерцанию звезд. Здесь вы слышите звук таким, каким он был до человека и каким останется после него. Всё остальное — субъективно, а значит, временно.
Проект «12» является и продуктом и инструментом вскрытия скорлупы повседневности для поиска решений, ещё не написанных на её внутренней сфере.

Проект 12. Timeline



В начало